Европейский союз принял новую стратегию сотрудничества с Центральной Азией. Документ нацелен на укрепление отношений между сторонами и углубленное взаимодействие в ряде сфер, содействие устойчивости и процветанию стран региона. Об участии Казахстана в разработке нового документа ЕС, а также ожиданиях нашей страны от реализации стратегии в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал заместитель министра иностранных дел Роман ВАСИЛЕНКО.
- Роман Юрьевич, расскажите о стратегии ЕС по ЦА – когда был принят первый документ и какие направления охватывала стратегия?
- Первая Стратегия Европейского Союза по Центральной Азии была принята в мае 2007 года. Это программный документ, регламентирующий основные направления сотрудничества ЕС с нашим регионом. Стратегия реализуется посредством соответствующих региональных и двусторонних программ, финансируемых в рамках 7-летних бюджетных циклов ЕС. Бюджет на текущий период - с 2014 по 2020 годы - составляет порядка 1,1 млрд евро.
Для максимально эффективного и широкого применения ограниченных финансовых средств, вместо выделения грантов на дорогостоящие проекты по развитию инфраструктуры, ЕС стремится поддерживать относительно незатратные проекты, которые при этом имеют значительную практическую выгоду.
Грантовая помощь ЕС в ЦА нацелена на следующие сферы: региональное устойчивое развитие, региональная безопасность, развитие сельского хозяйства, развитие здравоохранения, развитие образования, в том числе в рамках образовательной программы "Erasmus+" и верховенство закона.
Мы активно участвуем в региональных программах, к примеру, Казахстан является лидером в регионе по участию в образовательной программе "Erasmus+".
Помимо грантового инструмента "Development Cooperation Instrument" (DCI), являющегося основным, финансовая поддержка ЕС для Центральной Азии также предоставляется в форме займов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), которые уже вложили в регион около 11 млрд евро.
Среди прочего, кредиты ЕБРР и ЕИБ поддерживают проекты по улучшению муниципальных систем водоснабжения и канализации, строительства солнечных и ветряных электростанций, финансированию расширения МСП, а также развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.
Третий вариант представляет собой "смешивание" грантовой помощи и заемных средств.
Кроме того, страны ЦА имеют возможность участвовать в глобальных программах развития ЕС, объединяющих страны из различных регионов по тематическому принципу.
Со своей стороны, мы приветствуем сотрудничество в формате ЕС-ЦА и рассматриваем его в качестве одного из дополнительных инструментов, содействующих устойчивому развитию Казахстана и нашего региона, в целом.
- На какой срок рассчитана новая стратегия ЕС по ЦА? Участвовал ли Казахстан в подготовке данного документа и звучали ли от нашей страны какие-то предложения?
- Новая стратегия ЕС по ЦА закладывает основу сотрудничества в формате ЕС-ЦА на последующие 10-15 лет, и принятие Стратегии является лишь первым шагом в этом направлении.
Казахстан, будучи активным сторонником продвижения сотрудничества с ЕС в региональном формате, придает особое значение новой Стратегии ЕС по Центральной Азии.
Мы передали европейской стороне свое видение новой Стратегии, в котором мы стремились учесть, как интересы нашей страны, так и всего региона. Соответственно, мы предложили сфокусироваться на развитии частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, транспортно-логистической инфраструктуры в странах ЦА. Кроме этого, на энергоэффективности, охране окружающей среды, борьбе с изменением климата и рациональном использовании водных ресурсов, а также образовании.
Вместе с тем, мы предложили сделать отдельные акценты на цифровизацию и укрепление потенциала женского предпринимательства.
Убежден, что стремление углублять взаимодействие с ЕС в этих направлениях является общим для всех стран нашего региона.
- Какие из этих предложений были учтены Европейским Союзом?
- Авторы документа отмечают, что в ходе разработки постарались включить в Стратегию все предложения казахстанской стороны.
Действительно, этот документ одновременно является весьма четким, подлинно стратегическим видением приоритетов ЕС в отношениях с нашим регионом, и содержит много конкретных направлений, целей и механизмов их достижения. При этом наши предложения, касающиеся содержательного наполнения стратегии, ее практической реализации, а также повышения ее видимости нашли отражение в документе.
- Какие сферы будет охватывать документ и на каких направлениях будет сделан особый акцент?
- Как известно, двумя основными направлениями новой Стратегии ЕС являются темы "Устойчивость" и "Процветание", которые, по сути, обладают равнозначной степенью важности для Казахстана.
В рамках темы "Устойчивость" ЕС планирует активизировать сотрудничество по преодолению внешних и внутренних вызовов, а также проведению реформ. В частности, ЕС намерен активизировать политический диалог стран ЦА друг с другом и Европой, укреплять взаимодействие в сферах безопасности, борьбы с терроризмом, наркотрафиком и противодействия современным угрозам. В контексте широкой безопасности, ЕС будет всячески содействовать усилиям стран ЦА по стабилизации ситуации в Афганистане.
Важными элементами Стратегии также станут сотрудничество в сферах охраны окружающей среды, возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и управлении водными ресурсами.
Тема "Процветание" предусматривает содействие экономическим реформам, активизацию взаимной торговли стран ЦА друг с другом и Европой, активизацию диалога между деловыми кругами, поддержку частного предпринимательства, содействие вступлению стран ЦА в ВТО, укрепление и развитие взаимосвязанности региона ЦА с Европой, а также комплексное сотрудничество в области образования и культуры.
- По-Вашему, насколько заинтересованы в данном документе страны ЦА, эффективной ли будет ее реализация?
- Сегодня страны нашего региона, как никогда прежде, заинтересованы в развитии сотрудничества в формате Европейский Союз – Центральная Азия. В этой связи мы рассчитываем, что новая Стратегия придаст мощный импульс нашему взаимодействию и послужит началом более тесного и скоординированного сотрудничества, нацеленного на достижение конкретных практических результатов на благо наших стран и регионов.
Мы всецело настроены на сотрудничество с нашими центрально-азиатскими соседями и Европейским Союзом в достижении этих целей.
Сейчас отношения в Центральной Азии переживают новый "рассвет". Регулярные встречи руководства стран региона в двустороннем и многостороннем форматах поддерживают возросшую динамику взаимодействия. В свою очередь, это открывает новые перспективы для взаимодействия между Европейским Союзом и нашим регионом.
Ключевыми элементами, влияющими на успешную реализацию Стратегии, являются инструменты и механизмы ее реализации, в частности, программы развития.
Поэтому, следующим важным шагом является претворение новой Стратегии в жизнь. У нас есть уникальная возможность переосмыслить полученный за многие годы опыт, объединить усилия и сосредоточиться на увеличении практической отдачи от реализации нового программного документа ЕС.
- Каковы ожидания Казахстана от новой стратегии ЕС?
- Мы придаем большое значение развитию конструктивного диалога в формате Европейский Союз - Центральная Азия. Сегодня Евросоюз является нашим надежным партнером, заинтересованным в политически стабильном, экономически устойчивом и безопасном развитии всех стран региона.
Казахстан всецело поддерживает межрегиональное взаимодействие с Европейским Союзом и рассматривает его в качестве одного из дополнительных инструментов устойчивого развития нашей страны и региона, в целом.
Будучи активным сторонником продвижения сотрудничества с ЕС в региональном формате, Казахстан придает приоритетную значимость взаимодействию в рамках новой Стратегии ЕС по Центральной Азии.
Озвученный обзор основных направлений новой Стратегии Европейского союза по Центральной Азии весьма впечатляет. Высоко оцениваем положительную повестку нового программного документа ЕС и его первостепенную нацеленность на укрепление уже существующего сотрудничества между нашими регионами, а также использование новых возможностей, как результат положительной динамики во взаимоотношениях стран ЦА.
- Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества стран ЦА, в частности Казахстана, с Европейским Союзом?
- Европейский Союз является одним из ключевых партнеров Казахстана.
В прошлом году мы отметили знаменательный юбилей – 25-летие установления дипломатических отношений.
За этот небольшой по историческим меркам срок, и, особенно, в последние годы, нам удалось сделать многое для укрепления и расширения многопланового сотрудничества.
Наш политический диалог отличается открытостью, содержательностью и высокой динамикой, отсутствием нерешенных проблем и совпадением позиций по глобальной и региональной повестке дня.
Мы стали первыми из стран Центральной Азии, достигшими уровня расширенного партнерства с ЕС, создали эффективные структуры двустороннего взаимодействия.
Европейский Союз продолжает оставаться нашим крупнейшим торговым и инвестиционным партнером.
На долю ЕС приходится 50,6% внешнеторгового оборота и 48% накопленного иностранного капитала в экономике Казахстана. Товарооборот в 2018 году составил $37 млрд, что на 23% выше уровня 2017 года и соответствует 40,3 % общего объема внешней торговли РК.
Валовый приток прямых инвестиций из Евросоюза за 2018 год составил $11,6 млрд, что на 18,4% выше уровня 2017 года.
За годы независимости валовый приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил $300 млрд, а более 75% инвестиций в страны Центральной Азии приходятся на долю Казахстана. Мы полагаем, что, в целом, такая тенденция сохранится.
В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата и совершенствования работы по привлечению инвестиций создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством премьер-министра Казахстана, который также лично выполняет функции инвестиционного омбудсмена.
В целях успешного продвижения экспорта казахстанской продукции на рынки ЕС, проводится планомерная работа по обеспечению соответствия национальной продукции высоким стандартам стран ОЭСР и ЕС.
Сегодня можно выделить ряд особо актуальных направлений сотрудничества, которые имеют ключевое значение для двусторонних отношений между Казахстаном и ЕС. Это – сельское хозяйство, инновации, финансы, образование, энергетика, охрана окружающей среды, зеленые технологии, безопасность и транспорт.
- Спасибо за интервью!
Июнь, 2019
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна