Обновлено: 24.11.2024, 12:58 (АСТ)

Эксперт в области электронного правительства Ханнес АСТОК:
УСПЕХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОВМЕСТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ЭТОТ ПРОЦЕСС


Одно из приоритетных направлений в настоящее время в Казахстане – внедрение цифровых технологий. В стране дорабатывают программу "Цифровой Казахстан", призванную ускорить технологическое обновление. Своим мнением о данном процессе и эстонском опыте рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" заместитель генерального директора и ведущий эксперт в области электронного правительства Академии электронного государственного управления Эстонии Ханнес АСТОК.

 

- Господин Асток, в рамках Астанинского экономического форума в этом году Вы рассказывали о влиянии цифровой трансформации на развитие экономики страны. В чем, по Вашему мнению, должна заключаться роль правительства в процессе цифровой трансформации?

- Роль правительства должна заключаться в предоставлении благоприятных условий для цифровой трансформации и создании соответствующей законодательной базы, которая будет способствовать цифровизации бизнеса и общества в целом. Некоторые правительства внедряют цифровые подписи или цифровую идентификацию для самих себя, то есть пользоваться ими могут только государственные структуры, но это, на мой взгляд, не совсем верный подход.

Когда правительство вкладывает в развитие открытой системы, выигрывают все: и граждане, и бизнес, и само государство. Приведу пример Эстонии. 15 лет назад правительство Эстонии внедрило систему электронных идентификационных карт и электронных подписей. Сегодня в стране ежегодно выпускается порядка 70 миллионов электронных подписей, но только 10% из них используются правительством. Остальные предназначены для бизнеса и граждан.

Если же говорить о том, кто должен быть основной движущей силой в цифровой трансформации, государство или бизнес, то мой ответ – и те, и другие. Они должны сотрудничать. Лучшие технологические идеи приходят, как правило, из коммерческого сектора. Государство должно понимать, как эти идеи применять. Кроме того, коммерческие сервисы более интуитивны и легки в использовании – госсектору есть чему поучиться.

 

- Вы долгое время занимаетесь развитием информационного общества, были советником президента Эстонии по этому вопросу. Расскажите о процессе цифровизации в вашей стране, как начинался проект e-Estonia?

- Начну с того, что Эстония - очень маленькая страна. У нас нет изобилия природных ресурсов, поэтому нам особенно важно обдуманно подходить к вопросам организации деятельности правительства. По этой причине эффективные, прозрачные органы управления, которые несут ответственность за свою работу, являются для нас необходимостью. В свою очередь повышение эффективности работы государственного сектора требует применения цифровых инструментов: высококачественных баз данных, доступных для использования в различных департаментах внутри правительства, или, например, цифровой идентификации. Уже на ранних этапах мы осознали, что процесс цифровой трансформации не из дешевых, для его реализации необходимы значительные финансовые и человеческие ресурсы, поэтому важно было сразу создать экосистему для всего общества, а не только для правительства. На данный момент Эстония является одним из лидеров с точки зрения инфраструктуры: все школы, государственные учреждения и большинство домов в стране имеют широкополосный доступ в Интернет, а бесплатный скоростной Wi-Fi уже есть в более 1 000 общественных мест.

Первым шагом к трансформации стала оцифровка всех основных баз данных, ведь без данных цифровизация невозможна. В первую очередь были оцифрованы гражданский реестр, реестр коммерческих компаний, реестр собственности, земельный кадастр, реестр транспортных средств. Второй, не менее значимый момент, на который правительство сделало упор – упрощение процесса передачи информации внутри различных структур. Здесь мы руководствуемся принципом "once-only": гражданин или бизнес предоставляет информацию только один раз, а задача правительства в том, чтобы эта информация не потерялась и была доступна соответствующим ведомствам.

Одной из первых цифровизация коснулась системы школьного образования, перед правительством была поставлена амбициозная задача оборудовать в каждой школе компьютерный класс и предоставить доступ в Интернет. Здесь государство не прогадало: за последние 20 лет благодаря этому проекту мы успели воспитать новое поколение, которое с раннего возраста имело представление о компьютерах, умело пользоваться Интернетом, а затем обучило своих родителей, бабушек и дедушек. Позднее представители именно этого поколения изобрели Skype.

 

- Как Вы оцениваете готовность Казахстана к этому процессу?

- Эстония, имея опыт создания электронного правительства, делится им с международными коллегами. В последнее время к нам очень часто приезжают специалисты из Казахстана, которых интересуют результаты нашего проекта трансформации. Очевидно, что страна уже готова к инновациям в государственном секторе.

 

- Каковы дальнейшие планы эстонского правительства в области цифровой трансформации?

- Наше правительство следит за новыми технологиями и, безусловно, рассматривает их в качестве инструментов своего дальнейшего развития. Например, совсем недавно я узнал о проекте эстонского города Тарту. Несколько лет назад они разработали систему, которая позволяет оптимизировать процесс распределения детей в школы. Благодаря унифицированной базе данных город уже знает, что у них каждый год есть определенное количество детей, которых нужно распределить, знает, где они живут и какая из школ расположена к ним ближе всего. Раньше семьи должны были сами заполнять и подавать заявление, но новая система самостоятельно предлагает городу и родителям наиболее оптимальный вариант, основанный на имеющихся данных. Конечно, если предложенная школа по каким-то причинам не устраивает родителей, они могут попросить пересмотреть решение, но в прошлом году более 95% семей были довольны подобранными вариантами. Это не самая сложная система, но она упрощает жизнь граждан и работу чиновников.

Наша текущая цель заключается как раз в создании проактивного, но при этом "невидимого" правительства. Например, если у гражданина истекает срок действия водительских прав, правительство может заранее направить ему уведомление и предложение их продлить, так как у них есть вся необходимая информация: актуальная фотография, справка о здоровье, подпись. Мы также не прекращаем работать над проблемой безопасности данных, это сейчас крайне важно. Это один из тех вопросов, решением которого страны должны заниматься постоянно.

 

- Спасибо за интервью!


Октябрь, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close