Во времена низких цен на основные экспортные сырьевые товары необходимо искать новые способы и механизмы по достижению роста экономики страны. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, нужно делать ставки на инфраструктурное развитие, расширять сферу государственного частного партнерства (ГЧП), привлекать больше частных иностранных инвестиций. В интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" и.о. председателя правления дочерней структуры Нацхолдинга "Байтерек" Центра сопровождения проектов ГЧП Аслан БУЛАТОВ рассказал о том, какие проекты ГЧП появятся в ближайшем будущем в нашей стране, с какими проблемами сталкиваются частные компании и госорганы при реализации таких проектов и как находят решение.
- Аслан Булатович, расскажите, пожалуйста, для каких целей создавался Центр сопровождения проектов ГЧП, учитывая, что у нас в стране уже есть казахстанский центр государственно-частного партнерства при Минэкономики?
- Идея создания нашего центра принадлежит министерству национальной экономики Казахстана как уполномоченного органа в области ГЧП, при этом рекомендацию по созданию такого юридического лица в свое время в 2013 году дал Координационный совет по ГЧП при правительстве Казахстана. Было принято решение, что вновь создаваемый центр будет функционировать при холдинге "Байтерек". На сегодня центр функционирует в форме ТОО и 75% доли участия принадлежат холдингу "Байтерек", 25% - казахстанскому центру ГЧП. Перед нашим центром была поставлена задача – содействовать инфраструктурному развитию Казахстана посредством оказания услуг по структурированию и сопровождению таких проектов, в том числе реализуемых путем механизмов ГЧП. Центр является своего рода правительственной консалтинговой компанией в области ГЧП, мы оказываем консалтинговые услуги для государственных органов, центральных и местных.
- Какие конкретно услуги вы оказываете министерствам и акиматам в процессе создания таких инфраструктурных проектов?
- За два года деятельности были налажены контакты со многими госорганами. В частности, на сегодняшний день Центр тесно взаимодействует с министерством по инвестициям и развитию (МИР), Минздравом, министерством образования, МВД и Минобороны. У каждого из этих ведомств есть потребности в инфраструктуре. К примеру, Минздраву нужны новые больницы, министерству образования - школы, детские сады, МИР нуждается в новых ж/д и автодорогах, аэропортах… Всего на сегодняшний день в портфеле Центра 11 проектов.
Мы оказываем услуги консультационного характера по разработке нужных проектов министерствам и акиматам.
Если говорить более конкретно, наша задача состоит в том, чтобы реализовывать идеи министерств, ведомств Казахстана по тем или иным проектам, а именно: произвести все расчеты по срокам окупаемости проекта, сделать анализ, собрать всю необходимую документальную составляющую, обеспечить проведение конкурсных процедур и так далее. Это непростой процесс, в котором задействованы различные сферы компетенции: финансовые аспекты, юридические, технические… Прежде чем инициировать проект, необходимо обосновать потребность в его реализации. В большинстве случаев потребность на поверхности, все понимают, что нужна больница или дорога, но бюджетный процесс требует аргументированного обоснования: зачем нужна больница, почему именно такой мощности, почему выбран именно этот район для ее строительства. Параллельно с этими вопросами необходимо осуществлять поиск частного инвестора для реализации проекта.
Выбор инвестора зависит не только исходя из того, кто больше даст денег. Есть множество других критериев, в частности, это требования к строительству, эксплуатации проекта. Все зависит от условий, которые выдвигает государство к каждому конкретному проекту, насколько государство готово и желает вовлечь частного партнера в тот или иной проект.
- В разработке каких проектов участвовал ваш Центр, какие проекты предстоит реализовать?
- В нашем портфеле на сегодня 11 проектов, в текущем году он пополнится новыми проектами.
Один из первых концессионных проектов, в разработке которого Центр принимал участие – это проект БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автодорога – ИФ-К). Стоимость проекта составляет 124 млрд тенге. Мы участвовали в разработке и доработке концессионного предложения, в частности финансово-экономической модели проекта, в разработке конкурсной документации и проекта договора концессии. В конце прошлого года стартовал прием конкурсных заявок от потенциальных концессионеров, в результате чего заявки были представлены от трех международных консорциумов. Сейчас проводится оценка конкурсных заявок. Начало реализации проекта запланировано на вторую половину 2016 года.
Согласно условиям, частный инвестор берет на себя помимо финансирования строительства дороги, последующее ее обслуживание, включая оснащение системой взимания за проезд.
Осуществлять управление дорогой частный инвестор будет в течение 20 лет.
В числе первых проектов Центра - строительство многопрофильной больницы при медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова на 300 коек в Алматы совместно с министерством здравоохранения.
Стоимость проекта - 38 млрд тенге. В настоящее время мы занимаемся организацией конкурса, уже есть потенциальные заинтересованные компании. Центр также участвует в реализации проекта по строительству больницы в городе Караганде, поликлиники в Кызылорде.
В автодорожной отрасли помимо БАКАДа имеется проект по строительству объездной дороги в городе Шымкент, протяженностью 48 км с 4-х полосным движением. Его стоимость - порядка 12,5 млрд тенге.
Центр также участвует в реализации проектов на региональном уровне. В качестве одного из примеров, могу назвать строительство легко-рельсового транспорта в Алматы. Ориентировочная стоимость– 58,8 млрд тенге. В настоящее время консультанты осуществляют разработку концессионного предложения.
По нашей оценке, наиболее быстрыми темпами сфера ГЧП развивается в Кызылординской области. Акимат области сегодня готов реализовать пять проектов с применением механизмов ГЧП.
Все перечисленные мною проекты – текущие, по ним уже ведутся работы. Есть также проекты перспективные.
- С какими проблемами приходилось и приходится сталкиваться при реализации проектов с применением механизма ГЧП в Казахстане?
- Проблемы, конечно, существуют, они везде есть, а решения на них зачастую компромиссные. Для развития ГЧП в стране создана вся необходимая законодательная основа, есть закон "О концессиях", в октябре прошлого года принят закон "О ГЧП". С некоторыми пробелами сталкиваешься, когда непосредственно приступаешь к реализации проекта с механизмами ГЧП. В этом плане можно сказать, что законодательство в области ГЧП развивается совместно с проектами. Не надо забывать, что проект проекту рознь.
Есть разные препятствия, связанные с привлечением финансирования. Одним из препятствий являются валютные риски, которые возросли на сегодняшний день из-за нынешней ситуации на нашем рынке и в мировой экономике в частности. Наша национальная валюта была отпущена в "свободное плавание" в результате чего произошло значительное удешевление тенге по отношению к доллару. В связи с тем, что в проекты заходят, как правило, зарубежные инвесторы, которые вкладывают средства в условных единицах, естественно, у них возникает вопрос, будет ли государство покрывать валютные риски. По проекту БАКАД такой консенсус достичь удалось, было принято решение, что правительство Казахстана возьмет на себя валютные риски при реализации проекта и компенсирует инвесторам курсовую разницу в случае возникновения такой необходимости.
Еще одно препятствие, с которым сталкиваешься при реализации проектов в регионах страны, это отсутствие необходимого залогового обеспечения у отечественных инвесторов. К примеру, акимат Северо-Казахстанской области в настоящее время проводит конкурс на строительство трех детских садов, из которых два на 140 мест, один – 90 мест. Общая стоимость проекта, который акимат намерен реализовать с помощью механизма ГЧП, 1,2 млрд тенге. Сумма практически в 100 раз меньше, чем БАКАД, но и здесь есть определенные барьеры. Дело в том, что у казахстанских инвесторов, желающих реализовать проект с применением механизмов ГЧП, отсутствует залоговое имущество, необходимое для получения кредита в комбанке. Наши казахстанские коммерческие банки готовы дать частникам деньги, но на условиях залога. Практика показывает, что частники не желают закладывать свой действующий бизнес. Поэтому встает вопрос, почему бы не передать в залог те объекты, которые будут строиться в рамках проекта ГЧП? Но законодательство в сфере концессии запрещает передачу объектов концессии в залог. В этом есть смысл, потому что это нецелесообразно с точки зрения национальной безопасности.
За рубежом эту проблему решают посредством инструментов проектного финансирования. Механизм предполагает, что залогом выступают не твердые активы, а будущие денежные потоки, то есть банк дает кредит под гарантию того, что завтра этот проект принесет какие-то доходы.
Пока, к сожалению, у нас это не работает. Банк развития Казахстана, который, казалось бы, по природе своей должен финансировать такого рода проекты, также финансирует только под твердые залоги. Сейчас мы работаем с банком (БРК – ИФ-К), с другими финансовыми институтами, с холдингом "Байтерек", чтобы изменить эти подходы и внедрить такую модель.
- В свете последних поручений главы государства сделать упор на развитие ГЧП, привлечение инвестиций, какие планы стоят перед вашим Центром в этом году?
- С момента создания мы занимались формированием портфеля проектов ГЧП, наладили взаимодействие с госорганами, с консалтинговыми компаниями, определили для себя на ближайшие два года проекты, которыми мы будем заниматься. Конечно, будут и новые проекты. Этот год, я думаю, ознаменуется для нас преобразованием в центр, который будет содействовать рождению новых инфраструктурных проектов во всех регионах Казахстана. В перспективе мы видим себя как центр оказания поддержки проектов ГЧП не только на республиканском уровне, но и на региональном. Да, сегодня в регионах страны функционируют свои региональные центры ГЧП, но такого темпа и качества реализации, как на республиканском уровне, пока не наблюдается. На наш взгляд, есть также необходимость унификации региональных проектов, так как у каждого региона свое видение их реализации. Мы полагаем, что можно проецировать опыт создания проектов республиканских на региональные.
Приоритетная задача Центра - завершить проекты, которые есть в нашем портфеле на сегодня.
Кроме того, холдинг "Байтерек", в структуру которого мы входим, обозначил для себя 2016 год как год ГЧП, направление ГЧП для холдинга будет являться одним из основных в развитии. Перед нами поставлена непростая задача, над которой мы будем продолжать работать в течение 2016 года.
- Учитывая, что направление ГЧП в Казахстане только начинает свое развитие, хватает ли специалистов в этой области, и вашему Центру в частности?
- В нашем Центре штат небольшой, работает всего 15 человек. По необходимости мы привлекаем на рынке консультантов тех или иных профилей. Нет смысла держать в штате специалистов разных отраслей, например, медика, автодорожника… У нас в штате специалисты финансового, экономического и юридического профиля. Если при разработке того или иного проекта есть потребность в узкопрофильных специалистах, мы привлекаем их на рынке. Так, мы работаем с консалтинговыми компаниями. Среди наших партнеров международные организации: Международная финансовая корпорация при Всемирном Банке, компании из "Большой четверки".
Один из вопросов, требующих решения в области ГЧП в Казахстане - финансирование подготовки проектов. Для подготовки любого проекта нужны консультанты, услуги которых зарубежом составляют от 2 до 5% от стоимости проекта. У нас в Казахстане общая стоимость подготовки проекта не превышает 1% от общей стоимости проекта. В свою очередь, от качества подготовки проекта зависит конечный продукт.
Когда приходят инвесторы, они в первую очередь интересуются, кто готовил финансовую модель, кто делал прогноз (пассажиропотока, трафика, спроса и т.п.). Если эту работу выполняла известная и авторитетная организация, которая уже зарекомендовала себя на рынке, уровень доверия к проекту повышается. Но если в качестве консультантов привлекаются специалисты малоизвестной компании, инвесторы сомневаются, доверять или нет расчетам, анализу и они вынуждены нанимать своих консультантов, а это дополнительные барьеры для реализации проекта.
Существует мировая практика привлечения внебюджетных средств на разработку проектов. Этот механизм называется "плата за успех" или "success fee". Механизм обеспечивает возмещение расходов на подготовку проектов ГЧП и успешное проведение конкурса по выбору частного партнера со стороны частного партнера (концессионера) после заключения договора о ГЧП (договора концессии). "Успехом" оказания консультационных услуг по проектам считается успешно проведенный конкурс по выбору частного партнера (концессионера).
Стоит отметить, что в настоящее время механизм "success fee" уже определен в условиях конкурса по выбору концессионера по проекту БАКАД в качестве обязательства концессионера после заключения договора концессии обеспечить покрытие привлеченных внебюджетных расходов по софинансированию подготовки проекта.
Таким образом, уже на этапе планирования проектов государство и частный сектор совместно участвуют в предпроектных работах, что также является своего рода государственно-частным партнерством.
- Спасибо за интервью!
Февраль, 2016
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна