Участники автомобильного рынка Казахстана ожидают оживление на рынке и увеличивают прогнозы продаж. О том, как будет развиваться автопром Казахстана, стоит ли ожидать приток автомобилей со стороны Киргизии после ее вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и о поддержке государства в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал президент ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ.
- В связи со сложившейся ситуацией, какой объем продаж автомобилей по итогам 2015 года вы ожидаете?
- В начале года мы прогнозировали объем продаж на уровне 70 тыс. автомобилей, сейчас мы увеличили прогноз и планируем выйти на 100-110 тыс. автомобилей. На наш взгляд,это позитивно, с учетом мировой экономической ситуации и девальвации рубля. Поэтому 110 тыс. автомобилей – хорошийпоказатель.
- Какие планы по производству?
- Что касается автопрома, мы планируем свой процент и вклад в этом году увеличить. Я пока затрудняюсь ответить на сколько, это зависит от наших партнеров, кто отправляет машинокомплекты.По нашему предприятию (Allur Group), с учетом этой госпрограммы (льготное кредитование – ИФ-К) мы планируем сохранить уровень прошлого года, а в соответствии с тем, что рынок снизится, наш уровень увеличится.
- На ваш взгляд, не с запозданием ли принята программа льготного кредитования?
- Программа принята как нельзя кстати. И скепсис, который есть, что машины будут дороже, на самом деле, не оправдан.Все четко и жестко ограничено, каждый пункт продуман. 7,5% годовых - это максимальная эффективная ставка, включая уже все затраты по оформлению, кредитованию. Иногда ставки доходили до 25-30%. Сегодня средняя ставка в банках второго уровня - 19-20%.
- В мае 2015 года Киргизия планирует вступить в ЕАЭС. Стоит ли ожидать приток автомобилей?
- На самом деле мы большого ввоза не ожидаем. Правительство обладает четкой информацией и анализом. Наше правительство отследило это и ограничило ввоз. Автомобили, которые были завезены в Киргизию после 1-го января 2014 года, не будут являться товаром Таможенного союза, и по ним будут уплачиваться таможенные пошлины. В Казахстан могут быть завезены только те автомобили, которые имеют стандарт не ниже Евро-4, это минимальный стандарт для экологических требований. Поэтому,то количество автомобилей, которые проходят, по нашим оценкам, немного.
Правительство приняло превентивные меры.Эту ситуацию видели, поэтому определенные ограничения есть, и серьезной угрозы со стороны Киргизии, с учетом принятых мер правительства, мы не видим.
- В Казахстане до сих пор нет лаборатории по проверке автомобилей на стандарт Евро. Когда планируется ее построить?
- Строительные работы еще не начались, но принципиальные вопросы по выделению финансирования уже решены. Оператором данной программы является министерство по инвестициям и развитию. Лаборатория необходима, это очень важная мера, которая позволит сертифицировать наше собственное производство, выдавать одобрение типов транспортного средства, то есть сертификацию на основаниях нового технического регламента 2015 года. И не придется ехать в Россию и там сертифицировать автомобили казахстанского автопрома.
- Где планируется построить лабораторию?
- Место этой лаборатории сейчас обсуждается. Южный Казахстан, на наш взгляд, является самым правильным выбором, так как работы по тестированию автомобилей там могут проходить в течение восьми месяцев в году, что в России является невозможным. Дмитриевский полигон работает всего 6 месяцев в год, и это создает дополнительные определенные ограничения и ожидания, потому что там только в сухое время автомобиль может проходить дорожные тесты.
Я думаю, что многие российские компании и автопроизводители наверняка бы захотели заниматься сертификацией у нас в стране, потому что ждать полгода для того, чтобы просто сертифицировать автомобиль, это не очень нормально. Поэтому лаборатория должна быть, и она будет. Правительство эту работу ведет. И думаю, что в ближайшее время мы уже посмотрим конкретные проекты.
- Известна ли стоимость строительства лаборатории?
- По средствам это будет зависетьот того перечня услуг, которые лаборатория будет предоставлять. Но в среднем такая лаборатория с учетом дорожных тестов стоит порядка 3 млрд тенге(текущий курс - 185,8/$1), это минимальная лаборатория, которая может проводить испытания и по евро безопасности, и дорожные тесты, и краш-тесты. Это средства достаточно большие и комплекс работ достаточно большой, и наши планы и желания, чтобы это было сделано до конца 2016 года.Когда мы приблизимся к 50% локализациик 2018 году,необходимо, чтобы у нас была собственная лаборатория внутри страны. Без наличия собственнойлаборатории развития автомобильной промышленности невозможно, и это правительство понимает.
- Помимо льготного кредитования, планирует ли государство еще принимать меры для развития отечественного автопрома?
- Мы ожидаем примерно 12 дополнительных мер по развитию автомобильной промышленности. Какое количество мер будет принято в этом году, а какое перейдет на 2016 год, сейчас сказать сложно, но, с точки зрения программы розничного кредитования, мы видим, что правительство идет правильно, и пока у нас задержек в реализации этой программы нет.
В течение двух лет будет принято 12 мер.
- В течение последних нескольких лет обсуждалась необходимость программы по утилизационному сбору. Есть ли результаты?
- Пока введение утилизационного сбора не обсуждается, ранее мы обсуждали этот вопрос, но пока на повестке дня этот вопрос не стоит.
- Ожидаете ли вы в этом году выход на казахстанский рынок новых производителей?
- Производители готовы приходить на наш рынок. Думаю, две компании с производством в этом году на наш рынок придут, на уже имеющиеся площадки. Переговоры с одной компанией ведем мы, как "СарыаркаАвтоПром". Пока назвать компании не могу, скован договором.
- Спасибо за интервью!
Апрель, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна