Обновлено: 24.11.2024, 18:15 (АСТ)

Вице-министр юстиции Казахстана Зауреш БАЙМОЛДИНА:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС ПОЗВОЛИТ ОГРАНИЧИТЬ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ БИЗНЕСА


Президент Казахстана поставил перед министерством юстиции сложную, но вполне конкретную задачу: разработать Предпринимательский кодекс, который должен стать "конституцией казахстанского бизнеса". В недрах министерства только начата соответствующая работа, но будущий документ уже не только хвалят, но и критикуют. Вице-министр юстиции Казахстана Зауреш Баймолдина в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала о том, что это будет за кодекс и с каким трудностями сталкивается министерство при его разработке.

 

- Как проходит работа по разработке документа?

- Законотворческая деятельность - сложный и длительный процесс. Так, одним из первых и определяющих этапов при разработке любого законодательного акта является разработка концепции законопроекта.

     Осознавая будущую значимость данного акта для правовой системы Казахстана, министерством юстиции к разработке концепции проекта Предпринимательского кодекса были привлечены иностранные эксперты из России и Украины.

     Концепция проекта Предпринимательского кодекса была направлена также на научную правовую экспертизу, заключение которой носит положительный характер. Концепция и предварительный проект были направлены на рассмотрение членам межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при правительстве республики, замечания которых были также учтены при доработке концепции.

     31 января 2014 года концепция проекта кодекса была рассмотрена на 322-м заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Кроме того, 5 марта 2014 года предварительный вариант проекта презентован на международной научно-практической конференции "Проект Предпринимательского кодекса Республики Казахстан: состояние и перспективы".

     В настоящее время министерством юстиции и Институтом законодательства продолжается работа по подготовке проекта Предпринимательского кодекса и сопутствующего законопроекта, в том числе с учетом замечаний и предложений государственных органов, участников конференции, а также положений указа президента от 27 февраля 2014 года "О кардинальных мерах по улучшению условий предпринимательской деятельности в Республике Казахстан", в котором правительству поручено консолидировать в проекте кодекса нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности.

- С какими трудностями сталкивается министерство при разработке Предпринимательского кодекса?

- Действительно, при разработке проекта Предпринимательского кодекса министерство юстиции столкнулось с множеством трудностей. Во-первых, такой кодекс является новеллой казахстанского законодательства. Во-вторых, на постсоветском пространстве нет опыта разработки и принятия подобного кодифицированного акта, за исключением Хозяйственного кодекса Украины, который постоянно подвергается критике как со стороны практиков, так и ученых. В-третьих, ряд вопросов осуществления предпринимательской деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, в связи с чем при разработке проекта Предпринимательского кодекса перед нами стоит задача не допустить дуализма частного права, иными словами, провести четкое соотношение Гражданского и Предпринимательского кодексов.

     Кроме этого, государственное регулирование в сфере предпринимательства осуществляется посредством множества специальных законов, и перед министерством юстиции стоит сложная задача - систематизировать и структурировать нормы о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Также, в соответствии с указом президента "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан" необходимо решить вопрос о том, нормы каких законодательных актов необходимо консолидировать в проекте Предпринимательского кодекса. Проработка этого вопроса требует времени.

- Как Вы считаете, удастся ли министерству действительно создать "конституцию казахстанского бизнеса"? И что бы вы могли сказать тем, кто критикует кодекс?

- Поручения главы государства относительно этого кодекса направлены на кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности. В этой связи наша задача - разработать такой проект Предпринимательского кодекса, который был бы полезен бизнесу и стимулировал развитие предпринимательства. Думаем, что это нам удастся сделать.

     В отношении имеющихся замечаний по проекту кодекса стоит отметить, что критиковать, не высказывая при этом конструктивных предложений по доработке той или иной части проекта, легко. При этом стоит отметить, что министерство юстиции открыто к диалогу, и при наличии обоснованных предложений выражает готовность их учесть. Считаю, что конструктивная критика, выявляющая недостатки, всегда помогает усовершенствовать процесс нормотворчества. Мы готовы работать над устранением существующих в проекте Предпринимательского кодекса недостатков.

- Ранее Вы говорили о том, что некоторые законодательные акты могут быть поставлены на утрату в свете нового кодекса. О каких законах идет речь? Если же они будут сохранены, то не станет ли кодекс, так скажем, отсылочным документом?

- Поставленная перед нами задача консолидации норм законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности направлена на устранение множественности и громоздкости в законодательном регулировании предпринимательской деятельности, а также в максимальном облегчении и доступности применения для бизнеса законов в экономической сфере. Нам необходимо время, чтобы проанализировать, какие именно законодательные акты будут консолидированы в рамках Предпринимательского кодекса.

     При этом наличие в кодексе бланкетных норм позволит создать кодифицированный акт более гибкий и приспосабливаемый к меняющейся политико-экономической обстановке.

- Какие основные новшества будет содержать кодекс? Что его принятие даст предпринимателям Казахстана? Действительно ли кодекс облегчит им жизнь?

- Сам Предпринимательский кодекс будет новеллой, так как в Казахстане его разработка осуществляется впервые. Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования предпринимательства позволит освободить нормативный массив от устаревших, не оправдавших себя норм, создать новые правовые конструкции для эффективного регулирования общественных отношений в сфере предпринимательства.

     Кроме того, в Предпринимательском кодексе будут определены критерии участия государства в правовых отношениях через свои органы, установлены рамки правового регулирования для государственных органов. Указанные меры позволят ограничить участие государства в предпринимательской деятельности, обеспечат свободу осуществления предпринимательской деятельности.

     При разработке предварительного проекта Предпринимательского кодекса сделана попытка урегулировать следующие вопросы, имеющие значение для предпринимательской деятельности: заложены базовые принципы саморегулирования в сфере предпринимательства, что станет дополнительным механизмом по отношению к государственному регулированию предпринимательской деятельности; закреплены вопросы защиты прав субъектов предпринимательства, в том числе порядок судебного разрешения, способы досудебного и внесудебного урегулирования споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также будет введен новый институт бизнес-омбудсмана; системно изложены меры государственной поддержки предпринимательства.

     Принципиальным нововведением проекта Предпринимательского кодекса станет регламентация правового статуса субъектов, наделенных публичными функциями, в целях решения задачи эффективности и компактности государственного управления в экономической сфере.

- Некоторые эксперты советуют увеличить сроки работы над проектом вплоть до 2015 года. Может ли быть такое, или временнЫе рамки, которые были заявлены, позволяют закончить работу над проектом в первом полугодии 2014 года?

- Кодификация законодательства в сфере предпринимательской деятельности – это достаточно долгий и сложный процесс, требующий тщательной аналитической работы. Как верно отмечено в концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, принятию любого кодекса должна предшествовать большая нормотворческая и правоприменительная практика, ее тщательный мониторинг, анализ и оценка, поставленные на системную основу.

     Предыдущие версии проекта Предпринимательского кодекса показали необходимость более длительного времени для детальной проработки его основных положений.

- Когда вы планируете передать документ в парламент?

- В соответствии с Планом законопроектных работ правительства на 2014 год, срок внесения проекта Предпринимательского кодекса в парламент - июнь 2014 года.

     Вместе с тем, в связи с изданием указа президента "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан", перед нами поставлены новые задачи, требующие определения дополнительных подходов к регулированию предпринимательской деятельности, и, как следствие, переработки концепции проекта Предпринимательского кодекса.

     Учитывая это, министерством юстиции в настоящее время прорабатывается вопрос переноса срока разработки проекта Предпринимательского кодекса.

- Спасибо за интервью!


Апрель, 2014
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close