Обновлено: 24.11.2024, 18:15 (АСТ)

Американский сценарист Дэвид ФРАНЦОНИ:
КАЗАХСТАНУ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД УЧАСТИЕМ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КИНОПРОЕКТАХ


Известный американский сценарист (автор сценариев к картинам "Король Артур", "Гладиатор", "Амистад", "Джек–попрыгун" и других), продюсер Дэвид ФРАНЦОНИ (David FRANZONI) впервые посетил Казахстан, где участвовал в работе международного жюри кинофестиваля "Евразия-lХ", и рассказал агентству "Интерфакс-Казахстан" о тенденциях в американской киноиндустрии, своих новых проектах и впечатлениях о Казахстане, а также он дал советы по инвестировании. в кинопроекты.

- Девид, вы оцениваете сегодняшнее состояние киноиндустрии в США?

- В Америке всегда существовала своего рода формула того, как правильно снимать кино. Главный герой должен выжить, должен быть happy end. Поэтому в Голливуде стараются снимать как можно больше комедий, потому что это дешево, а доход от проката может быть высоким. И не то, чтобы эта формула не работала, но она все усложнила для других, для реализации более новаторских концепций.

Есть недостаток – трудно воплощать идеи целиком, как они есть.

Например, когда в Голливуде переписали мой сценарий "Гладиатор", они изменили его так, что Рассел Кроу выжил, ему удалось укрыться с Луциллой и маленьким мальчиком, открыть киоск по продаже бурито, или типа того... Шучу. К счастью, когда Рассел подписывал контракт на съемку в этом фильме, он подписался на первоначальный сценарий, и вынудил студию вернуть все, как было изначально. Вот поэтому я так люблю Рассела.

Еще одна проблема Голливуда состоит в том, что в большинстве стран существуют налоговые льготы для кино, которое снимается на частные инвестиции.

В Америке ранее существовал такой закон: к примеру, ты - адвокат, я – дантист, а вы – частный врач. Мы договариваемся между собой и скидываемся, скажем, по 300 тысяч долларов с каждого на съемку фильма. И если наш фильм никаких денег не приносит, у нас по закону была возможность списать свои убытки в соотношении 3 к 1. То есть, если мы потеряли 100 тысяч долларов, мы можем списать 300 тысяч долларов. Таким образом, этот закон способствовал привлечению частных инвестиций в киноиндустрию.

А потом вот что случилось. Когда группа энтузиастов собиралась снимать "Полет над гнездом кукушки", они пошли по студиям, но никто не соглашался браться за этот проект. Поэтому люди сами собрали нужные деньги на это кинопроизводство. Эти адвокаты, дантисты и врачи. Они скинулись и набрали нужную сумму денег. Отсняли фильм. Потом понесли негатив пленки на проявление в студию, и все сразу захотели этот фильм, потому что он был очевидно гениальный.

После этого студии осознали, что методы кинопроизводства в Америке стали меняться и захотели это остановить. Поэтому студии отправили Джека Валенти, который был в то время президентом Американской ассоциации кинокомпаний, в конгресс. Чтобы он сделал заявление, что эта налоговая льгота используется исключительно для того, чтобы снимать порнографические фильмы. Разумеется, конгресс совершенно не желал говорить своим избирателям, что он им не верит, и поэтому данная налоговая льгота была отменена, а все кинопроизводство полностью вернулось в руки киностудий.

- И что сейчас происходит?

Так как доллар очень дешев по отношению к евро, много европейских денег течет в страну. Люди дают свои деньги, становясь партнерами крупных студий, либо финансируют кинопроизводство самостоятельно. Поэтому сейчас наблюдается, своего рода, эпоха Возрождения в независимом кинематографе. И я думаю, что Казахстан, мог бы этим воспользоваться сейчас, вместо того, чтобы беспокоиться о том, как бы сделать специфические казахские фильмы. Следовало бы подумать о том, как поучаствовать в производстве международных фильмов. Например, я знаю, что у вас в стране много людей, которые добывают природный газ и нефть, делают на этом деньги. Так вот, с ними можно было бы поговорить об инвестициях в местную киносъемочную инфраструктуру. И тогда можно было бы делать предложения Брэду Питту, Клуни, да кому захотите. И создавать международные фильмы. Можно было бы приглашать любого сценариста, которого вы захотите.

Вы можете снимать и чисто казахские фильмы здесь, но возможность, которая существует прямо сейчас – это сделать вашу студию сильным международным источником средств. Нет ни одной причины, почему бы этого не сделать. Сейчас американские фильмы снимают в Италии, в Болгарии. Не упускайте шанс!

- Расскажите о вашем новом проекте "Небесный конь"

В Америке конь стал врагом правительства, так как индустрия говядины настолько могущественна, что вообще хотят стереть коней с пастбищ и заполнить их коровами. Поэтому существует целый ряд "фокусов", к которым прибегают, чтобы извести лошадей в Америке. Важно понимать, что лошади произошли из Северной Америки. Индустрия производства говядины заставила правительство в прошлом запретить лошадей, как повторно ввезенный вид. То есть, буквально, это задушило коневодство, позволяя массовый забой лошадей. Тогда как корова была привезена впервые. Индустрия производства говядины желает освободить пастбища от диких лошадей. В Америке существует один вид лошадей, который называется аппалуза и который выглядит точно так, как изображено на древней керамике из Китая – там этот вид называется "небесный конь".

До наших дней дошли рисунки коренных американцев на "небесных конях". Если эти рисунки подлинные, значит, лошади в Америке не вымирали. И поэтому их нельзя убивать. Они должны находиться под охраной. Коренные американские индейцы сумели защитить и сохранить свой вид "небесных коней". Раньше, когда на племя нападали, самые сильные воины не участвовали в битве, а занимались спасением этих коней. Потому что они считались святыней. И мой замысел состоит в том, чтобы отвезти одного из наших "небесных коней" в Китай, чтобы сравнить ДНК вида аппалуза и того вида, который известен в Китае как "небесный конь". И если ДНК окажется идентичным, это будет означать, что в Америке лошадь как вид не вымерла до конца.

Считается, когда комета врезалась в Землю много тысяч лет назад, лошади, как динозавры и как мамонты, тоже вымерли в Америке. Но прежде, чем они вымерли в Америке, они успели перебраться в Азию. Все лошади, которые живут здесь у вас, все они произошли из Америки. И мы в фильме пытаемся доказать, что лошади не вымирали никогда до конца в Северной Америке. И ключом для доказательства этого является один вид азиатской лошади.

Замысел такой: главный герой, наподобие Джета Ли, кстати, мы сейчас с ним ведем переговоры, чтобы пригласить его на эту роль, прибывает в Америку. Он является своего рода наемником, который выполняет один заказ богатого клиента из Шанхая – найти конкретный тип лошади аппалуза и привезти ее в Китай. И этот парень не знает еще, в какие проблемы он влезает. Так что это будет такой вестерн, ковбойский фильм. И еще один момент: по ходу фильма парень выясняет, что он - генетический родственник американских индейцев, так как американские индейцы переселились в Америку из Азии. Но американским индейцам не нравится эта теория, они любят говорить, что всегда жили в Америке, но я ни с кем спорить не собираюсь. В целом, это фильм о человеке, который практически оказался в аутсайдерах, который подошел к концу своей карьеры, но который открывает самого себя.

- На ваш взгляд, хороший сценарист - это человек с богатым жизненным опытом?

- Я считаю, что это зависит от конкретного человека. У молодых сценаристов больше занятных идей, которые, возможно, не такие зрелые, но фильмы по ним получаются довольно хорошие. Единственное умение, которым должны обладать все, кто пишут сценарии, – это умение рассказывать истории. Когда я был маленьким мальчиком, отец мой любил выдумывать и рассказывать мне истории. В то время видеоигр еще не было, и моя мама тоже часто рассказывала мне истории. Поэтому уже в очень раннем возрасте я мог докторскую защитить по "рассказыванию историй". Если ты умеешь рассказывать истории, то ты можешь быть сценаристом.

На кинофестивале я говорил с одним человеком, который также занимается кино, о написании сценариев. И он сказал мне, что считает, чтобы писать хорошие сценарии, нужно посидеть в монтажной и посмотреть, как монтируется фильм. А я сказал – наоборот! Сценарист должен стараться держаться как можно дальше от процесса производства фильма. И беспокоиться только о том, как лучше рассказать свою историю. А техника – это уже другая сфера. Техника – это не история. Я никогда не пишу плана сцен. Ни единого раза не писал. Я просто сразу пишу сценарий. Иногда, уже написав сценарий, просматриваю его еще раз, так сказать, с технической точки зрения. Но я никогда не позволяю техническим вопросам вести меня в процессе написания сценария. Что такое план сцен? Это когда ты пишешь, что должна показывать камера. Например, первая сцена, "показываем стену с германской символикой", или "появляется Максимус и смотрит туда-то". И пошагово дальше. Но я такого не делаю.

- Дэвид, о чем вы мечтаете?

- Моя мечта практически воплощена. Мечта была писать сценарии. Но моя проблема в том, что после успеха "Гладиатора" и "Амистада" все ожидали от меня дальнейших великих эпических работ. А такие сложно создавать, потому что производство их дорого обходится. Так что моя мечта сейчас – это пустить фильмы на телевидение, где больше контроля за всем, где люди действительно хотят снимать эти фильмы, и снимать их проще. Я хочу продолжать делать то, чем занимаюсь и не хочу заниматься чем-то другим.

- Дэвид, ваши впечатления о Казахстане? На что обратили внимание?

- В нас, людей, выросших в Америке, вложили такую "запрограммированную" веру, что любой стране, являющейся частью бывшего Советского Союза, суждено пропасть, и что все эти страны потеряли свой путь. А Запад сегодня воспрянул как новая мировая сила. И считается, что всем это очевидно. Я вижу, что Казахстан бурлит жизнью, это красивая страна, где много умных людей, и, совершенно очевидно, имеющая продуманную инфраструктуру. Страна просто фантастическая, значительно лучше, чем многие места в Америке.

Был забавный момент. Я прибыл в Амстердам, а там все эти норвежцы, которые стараются выглядеть как американцы, они все в футболках с надписью "Я люблю Нью-Йорк". Я иду через весь терминал на другой на рейс в Казахстан, и тут – все выглядят иначе. И первое, что я заметил – это какие тут люди красивые, и мужчины, и женщины. Обычно хорошо выглядят либо мужчины, либо женщины.      Впервые в жизни я увидел, что просто все выглядят потрясающе. Поэтому я рассказал своим друзьям в Америке, что Казахстан это Галапагосские острова красоты.

Галапагосские острова – это то место, куда ездил Дарвин, когда он создавал свою теорию эволюции. Дело в том, что эти острова были изолированы. Жившие на Галапагосах были иными, они отличались от людей в остальном мире. Поэтому, когда я впервые увидел людей из Казахстана, в первую очередь, я понял, что эти люди живут своей жизнью. Они обладают собственной идентичностью, они обладают собственным эго, и я посчитал это потрясающим, они очень сильны, эти люди, это очевидно. И, конечно же, они отлично выглядят.

Еще один момент насчет Казахстана – и это трудно объяснить, потому что я все еще это пытаюсь впитать и переварить – это какая-то физическая уникальность. Я путешествовал по всему свету. Я был буквально везде. А здесь – совершенно иное место. Я пока не знаю, как это объяснить. Здесь просто замечательно. Ваша страна – большая. Это ощущение необъятного простора – совершенно непередаваемо. И это чувство у нас бывает и в Америке. Можно сесть на мотоцикл и поехать буквально в никуда и ездить по всем дорогам. Здесь тоже есть такое чувство. А вот в Европе такого нет, там ощущение замкнутого пространства, и улочки такие узкие, и люди повсюду один на другом.

 

Спасибо за интервью!


Сентябрь, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close