Обновлено: 24.11.2024, 18:15 (АСТ)

Главный научный сотрудник Центра исследований прикладной экономики, д.э.н., профессор Алтай ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН:
"ЕСТЬ ЛИ БАЛАНС В ПАРАМЕТРАХ БЮДЖЕТА?"


Мы провели анализ параметров проекта республиканского бюджета на 2014-2016 годы, который сейчас находится в парламенте. Необходимо констатировать, что параметры проекта бюджета не могут отвечать задачам по повышению эффективности государственных расходов и сбалансированному развитию регионов.

По порядку.

1. Для разработки проекта бюджета использован прогноз социально-экономического развития РК на 2014-2018 годы, одобренный Правительством в августе текущего года. При прогнозировании занижались темпы роста объема ВВП, экспорта, импорта и других показателей. В результате наблюдаются определенные неточности макроэкономического прогноза. Так, объем ВВП 2012 года на 4 пункта, а объем экспорта и импорта на 19 и 14 пунктов соответственно ниже фактического объема. Аналогичные факты наблюдались по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства и т. д. Все это в определенной степени повлияло на занижение доходной части бюджета.

В результате в 2012 году макроэкономические показатели и параметры доходов и расходов были уточнены два раза и неоднократно корректировались правительством. Поэтому прогноз макроэкономических показателей на 2014-2018 годы должен быть обоснованным, а самое главное должны быть сбалансированы и взаимоувязаны между собой параметры бюджета на 2014-2016 годы. Анализ прогноза макроэкономических показателей на пятилетний период и параметры проекта бюджета на трехлетний период показывает, что в перечне этих показателей не указаны рост производительности труда, отсутствуют показатели по диверсификации экономики и эффективного использования средств бюджета. На наш взгляд, недостаточно увязан рост валовой добавленной стоимости по отдельным отраслям экономики с ростом численности экономически активного населения и ростом численности занятости в республике.

2. Поступательное развитие экономики в целом должно оказывать позитивное влияние на процесс исполнения доходов государственного бюджета. Сумма бюджетных инвестиций на 2013 год составит 1035,8 млрд тенге, а на 2014 год – 1255,8 млрд тенге, на 2015 год - 1288,3 млрд тенге. Кроме этого на региональное развитие, формирование точек роста в городах Астана и Алматы направлены инвестиции из бюджета в 2013 году 173,4 млрд тенге, а в 2014 году – 261,9 млрд тенге, в 2015 году – 324,8 млрд тенге. Все это должно иметь адекватный фискальный эффект от бюджетных средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов. Но доля доходов в ВВП снижается из года в год. Доля доходов государственного бюджета к ВВП в 2012 году составила более 14%, а республиканского бюджета - 10,8%, по оценке 2013 г. – 14,1% и 10,6% соответственно. По прогнозу министерства экономики и бюджетного планирования, доля доходов государственного бюджета на 2014 г. составит 14,0%, а республиканского бюджета – 10,4%, а на 2015 и 2016 годы еще меньше.

Возникает закономерный вопрос, где мультипликативный эффект от бюджетных инвестиций, направленных на реализацию инвестиционных проектов?

3. В республике продолжается процесс централизации доходов в республиканский бюджет и неравномерное их распределение по регионам в форме трансфертов. Доля трансфертов в общем объеме местных бюджетов в 2012 г. составила 60,1%. Такая тенденция сохраняется в 2013-2015 годах. В 2014 г. в качестве доноров предусматриваются Атырауская и Мангистауская области, города Астана и Алматы.

В 2012 г. по Атырауской области бюджетные изъятия составили 39,5 млрд. тенге, а получены целевые трансферты на 33 млрд. Мангистауская область получила целевых трансфертов на 56,2% больше, чем перечислила бюджетных изъятий. По городу Алматы еще больше. Такую картину наблюдаем в проекте республиканского бюджета на 2014 - 2016 годы. На наш взгляд, механизм регулирования межбюджетных отношений путем использования трансфертов и бюджетных изъятий из областей усиливает зависимость регионов от республиканского бюджета и не дает возможности эффективно использовать бюджетные средства, направленные на реализацию проектов. Ежегодно неиспользованные целевые трансферты возвращаются в республиканский бюджет, сумма их в 2012 г. составила 24,1 млрд тенге, а на 1 августа 2013 г. 8,9 млрд тенге. Тем самым в республике в полном объеме не выполняется одна из основных задач новой бюджетной политики – фискальная децентрализация. Для решения этой задачи целесообразно предусмотреть поступления в полном объеме корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса в местный бюджет.

4. Одним из приоритетов социально-экономической политики является обеспечение сбалансированного регионального развития. В связи с этим должна быть предусмотрена взаимоувязка программных документов и финансовых ресурсов с социально-экономическим потенциалом конкретных территорий. Однако анализ перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций на 2014-2016 годы показывает отсутствие этой увязки:

  • вне программ по модернизации социальной сферы предусмотрены средства на 2014-2016 годы в сумме 249,9 млрд тенге, а по диверсификации экономики и развитию инфраструктуры 342,8 млрд тенге. Аналогично по другим приоритетным направлениям предусмотрены средства вне программ;
  • целевые трансферты распределены на строительство школ, детских дошкольных учреждений, больниц и поликлиник и других проектов с указанием поселков и регионов в областях. Практика показывает, что централизованное определение перечня инвестиционных проектов на республиканском уровне не позволяет эффективно реализовывать проекты, в частности, затягивается строительство, идет удорожание стоимости проектов и тем самым недостаточно эффективно используются целевые трансферты в регионах. Нет четких критериев определения и распределения объема целевых трансфертов, направленных на реализацию инвестиционных проектов по регионам. Например, на развитие транспортной инфраструктуры регионам в 2014 г. предусмотрены целевые трансферты на сумму 59,8 млрд тенге. При этом на развитие транспортной инфраструктуры Астаны предусмотрены целевые трансферты в размере 16,2 млрд тенге на реализацию 21 проекта, а в Алматы на реализацию 11 проектов 22,7 млрд. тенге, в Костанайской области на реализацию 5 проектов – 3,3 млрд. тенге. В свою очередь на 2014-2016 годы на развитие транспортной инфраструктуры Актюбинской области вообще не предусмотрены средства из республиканского бюджета. В Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областях на 2014-2016 гг. за счет республиканского бюджета реализуется по одному проекту. Аналогичная картина наблюдается по программе "Ак булак". Эти перекосы в финансировании однозначно не смогут обеспечить сбалансированное развитие регионов.

5. Недостаточная оценка внутренних резервов, а также доходной базы бюджета приводят к прогнозированию значительного объема дефицита бюджета. При этом наблюдается тенденция значительного отклонения фактического объема дефицита от запланированного. Для финансирования дефицита значительные средства заимствуются правительством на внутреннем рынке путем выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ приобретают в основном накопительные пенсионные фонды и банки второго уровня. Тем самым банки будут покупать больше ГЦБ, а это уже сокращение объема кредитов реальному сектору экономики и развитию корпоративного фондового рынка.

Прогноз дефицита бюджета к ВВП на 2015 г. установлен на уровне 2,2%, в то время как, в послании президента указано о необходимости снижения дефицита до уровня 1,5%.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить недостаточную экономическую экспертизу проекта республиканского бюджета на 2014 -2016 годы. По нашему мнению, к разработке параметров бюджета и их обсуждению должны быть вовлечены независимые эксперты, а не подведомственные и зависимые институты.

 

 


Сентябрь, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close