Обновлено: 24.11.2024, 18:15 (АСТ)

Старший аналитик агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур РАХМАТУЛИНА:
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА РАБОТАЮТ НЕДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО


23 января на расширенном заседании правительства в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил создать национальное агентство развития. Свою оценку данной инициативе дает старший аналитик агентства по исследованию рентабельности инвестиций, кандидат экономических наук Гульнур РАХМАТУЛИНА.

Я положительно оцениваю данную инициативу, поскольку создание агентства развития во многом будет способствовать решению задачи повышения качества экономического роста страны, созданию условий для внедрения инноваций и в целом повышению конкурентоспособности экономики республики. Для успешного протекания инновационных процессов в реальном секторе экономики от государства, местных властей, хозяйствующих субъектов требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. Указанные задачи, на мой взгляд, могут быть успешно решены в рамках создаваемого агентства.

Инвестиции сегодня становятся катализатором инновационных исследований, без которых невозможно говорить о диверсификации экономического развития страны. Поэтому в настоящее время важное значение приобретает формирование такого механизма экономического роста страны, который позволит аккумулировать не только внутренние, но и внешние инвестиционные возможности и ресурсы, необходимые для решения задачи модернизации экономики Казахстана, повышения ее конкурентоспособности, активизации инновационных процессов. Реализация данного направления, на наш взгляд, должна стать одной из основных задач создаваемого агентства развития.

Следует отметить, что действовавший механизм функционирования институтов развития был далек от совершенства. Данные институты (Банк развития Казахстана, Инновационный фонд) представляли собой отдельные единицы, каждая из которых проводила свою политику, реализовывала те или иные проекты. Вместе с тем не хватало системности, согласованности в решении задач инновационного роста страны. Как было отмечено президентом Казахстана, "в составе холдинга "Самрук-Казына" появилась тяга к узкопрофильным инвестициям". Однако повышение качества экономического роста страны предполагает прежде всего наличие системного подхода по формированию промышленной политики государства, проведению технической и технологической модернизации промышленного производства, так как при примитивном его уровне любые даже самые прорывные инновации обречены на провал. Считаю, что в рамках создаваемого агентства будет сформирована единая политика по повышению конкурентоспособности экономики Казахстана, созданию благоприятных условий для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, защиты прав собственности и интересов всех партнеров по инновационному бизнесу.

Поэтому инициатива президента Казахстана представляется своевременной и актуальной.

Главной причиной для создания АО "Национальное агентство развития", на мой взгляд, является тот факт, что до сих пор не решен вопрос развития инновационной составляющей экономического роста страны. Функционирование институтов развития Казахстана никак не повлияло на решение столь актуальной и стратегически важной задачи.

Неизменной остается структура казахстанского экспорта, где более 70% составляют минеральные продукты. В реализации торговой политики мы существенно уступаем нашим партнерам по Таможенному союзу. Как известно, экспорт Казахстана с государствами Таможенного союза в январе-ноябре 2012 года снизился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Сохранение данной тенденции свидетельствует о недостаточно высоком уровне конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, позиции которого порой существенно уступают преимуществам российских и белорусских партнеров.

Очень высоким является уровень энергоемкости ВВП Казахстана. По данным экспертов, показатель по расходу электроэнергии на 1 доллар ВВП в Казахстане в среднем в 4-5 раз выше, чем в развитых странах мира.

По информации министерства индустрии и новых технологий Казахстана, самой энергоемкой отраслью (это более 70% потребления электроэнергии) является промышленность. При этом в стране более 35% производимой электроэнергии потребляют 15 крупных предприятий, такие как "Аксуский ферросплавный завод", "Арселор Миттал Темиртау" и "Казахстанский электролизный завод". Ну и где использование этими заводами энергосберегающих технологий и инновационных подходов в производстве?

Это свидетельствует о недостаточно эффективном функционировании существующих институтов развития Казахстана, некоторой их разобщенности в решении задач по повышению конкурентоспособности казахстанской экономики, созданию условий для ее инновационного роста.

Кроме того, имеются определенные проблемы в реализации институтами развития Казахстана их финансовой политики. На сегодня существенно снижены возможности по предоставлению ими долгосрочных кредитов на выполнение инновационных, инфраструктурных проектов. Довольно низким остается качество кредитного портфеля указанных институтов.

Поэтому объединение институтов развития, финансовых организаций позволит более согласованно проводить политику в части повышения качества экономического роста, внедрения инновационных подходов в промышленном секторе и структурных преобразований в экономике Казахстана.

В целом проблема реального объединения государственных институтов развития и финансовых организаций мне кажется вполне решаемой. Здесь основная задача сводится к объединению их активов.

Формирование единого института развития позволит более эффективно решать задачи модернизации казахстанской экономики и проводить прозрачную политику использования финансовых ресурсов для реализации инновационных направлений экономического роста страны.

Вместе с тем в процессе создания единого института могут возникнуть серьезные проблемы по определению финансового состояния действовавших структур. Вполне вероятно, что встанет задача по мониторингу качества активов, выявлению проблемных кредитов и разработке адекватных мер по финансовому оздоровлению объединяемых организаций. От этого будет зависеть будущее создаваемого агентства и успех его деятельности. Кроме того, хочется надеяться, что агентством будут компетентно выполнены цели и задачи, поставленные руководством страны, по эффективному развитию экономики республики. В противном случае решение проблем сырьевой направленности экономики Казахстана будет законсервировано и отложено на более далекий срок.


Февраль, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close